NCDL

Услуги

Государственным структурам
1. Отбор в учреждение надежных, дисциплинированных и компетентных работников.
2. Разрешение конфликтных ситуаций и восстановление взаимного доверия в трудовом коллективе.
3. Повышение эффективности деятельности службы безопасности учреждения.

Бизнес – структурам и частным предприятиям
1. Отбор в компанию надежных, лояльных и компетентных сотрудников.
2. Разрешение конфликтных ситуаций и восстановление взаимного доверия в коллективе.
3. Существенное улучшение безопасности, репутации и прибыльности бизнеса.

Частным лицам
1. Вскрытие проблем частного характера.
2. Отбор надежного, честного и высокопрофессионального домашнего (семейного) персонала: нянь; гувернанток; репетиторов; домработниц; экономок; сиделок; личных водителей; телохранителей; поваров; садовников; дворников и т.д.
3. Повышение уровня безопасности, как самих частных лиц, так и их близких, а так же нормализация семейных отношений.

Что делаем

Скрининговые проверки персонала. Скрининг - проверки кандидатов на работу с применением полиграфа (детектора лжи).
Тестирование персонала, проверка сотрудников на полиграфе. Плановые (периодические) проверки персонала на детекторе лжи.
Кадровые внутренние расследования - проверки персонала в ходе служебных расследований и разбирательств.
Выборочные (внеплановые) проверки работающего персонала.
Кадровые проверки нанимаемого, на работу домашнего (семейного) персонала.
Периодические проверки домашнего (семейного) персонала.
Выборочные (внеплановые) проверки домашнего (семейного) персонала.
Проверки по причинам, вызвавшим (требующим) частного расследования или разбирательства.

Какую информацию получаем –
с помощью полиграфных проверок выявляются (оцениваются)


Искажения биографических данных;
Благонадежность или лояльность по отношению к компании;
Истинные мотивы поступления на работу (цели, причины, стимулы);
Наличие наркотической и / или алкогольной зависимости;
Пристрастие к азартным играм;
Сведения о совершенных в прошлом преступлениях и проступках;
Связи с криминальными элементами;
Наличие преступных либо злых намерений;
Скрываемые служебные (должностные) проступки;
Наличие психических или других заболеваний и отклонений;
Нанесение экономического и иного ущерба предприятию ;
Иную (по просьбе заказчика) скрываемую информацию.
Наркомания среди близких;
Кражи личного имущества;
Нанесение ущерба личному имуществу;
Искажения биографических данных нанимаемого на работу домашнего (семейного) персонала;
Истинные мотивы поступления на работу;
Наличие алкогольной и /или наркотической зависимости;
Сведения о совершенных в прошлом преступлениях и проступках;
Связи с криминальными элементами;
Наличие преступных либо злых намерений;
Наличие психических или других заболеваний и отклонений;
Сведения о противоправных сексуальных действиях с детьми или взрослыми;
Незаконное владение (хранение) оружия;
Иную (по просьбе заказчика) скрываемую информацию.


Информация для клиентов

Плановые проверки персонала на детекторе лжи.
Плановые проверки персонала на детекторе лжи или полиграфе являются наиболее эффективным средством борьбы с хищениями и иными противоправными действиями со стороны персонала.

Так что же такое плановая проверка сотрудника на детекторе лжи (полиграфе)?
Зачем она нужна и чем так полезна для обеспечения безопасности компании?

И так, периодические (или плановые) проверки на полиграфе представляют собой комплекс мероприятий, направленных на выявление среди сотрудников компании лиц, которые могут и/или наносят компании вред. То есть тех сотрудников, которые совершают кражи имущества компании, похищают и передают заинтересованным лицам информацию, составляющую коммерческую тайну, занимаются промышленным шпионажем, получают так называемые «откаты» и т. д.

Цель плановых проверок сотрудников на полиграфе – осуществление контроля для выявления и предотвращения краж денежных средств и товаров, установление лояльности, наличия побочных доходов, связанных с использованием служебного положения и т.д.

Проводить плановые проверки с использованием детектора лжи рекомендуется раз или два в год. При этом эффективность данных проверок значительно повышается, если сотрудники компании проходили проверку на полиграфе при трудоустройстве.

Плановые проверки персонала на детекторе лжи, как правило, проводимые внезапно для повышения своей эффективности, даже не выявив никаких особых проблем, надолго стимулируют персонал работать более эффективно и с полной отдачей, предостерегая сотрудников совершать что-либо в ущерб компании.

Они удерживают персонал от недостойного поведения, ибо одно только знание об обязательных периодических проверках на полиграфе в значительной степени дисциплинирует сотрудников.

Скрининговые проверки персонала.
Скрининг - проверки кандидатов на работу с применением полиграфа (детектора лжи).

Скрининг (от английского screening - просеивание, отсеивание) – это проверка кандидата на должность с целью выявить факторы риска, препятствующие нормальному выполнению своих обязанностей и угрожающие работодателю и коллективу в целом.

Скрининговые проверки персонала, пожалуй, наиболее часто встречающаяся и знакомая обывателю область применения полиграфа, в обиходе называемого детектором лжи. И действительно, принимая в компанию нового сотрудника, потенциальный работодатель хочет, и имеет на это полное право, получить исчерпывающую информацию о данном человеке.

И это понятно, ведь малознакомому человеку, какие бы положительные рекомендации и данные о себе он не предоставил доверять вряд ли стоит. Поэтому при приёме человека на работу необходимо тщательное изучение и проверка кандидата - собрать о нём исчерпывающую информацию, проанализировать её и принять единственно верное решение.

Однако законных способов сбора интересующей работодателя информации не так много. Да и получаемый с их помощью объём информации не всегда удовлетворяет руководителя.

Можно конечно обратиться лицам, имеющим доступ к так называемым «базам» и пробить человека по ним, но не следует забывать, что эти «базы» далеко не всегда корректны и актуальны. Да и законность данного метода проверки вызывает серьёзные сомнения. Вследствие чего, использование данной информации в рамках правового поля невозможно.

Но есть одно место, где хранится вся информация о конкретном человеке, о его положительных и отрицательных сторонах, и получение информации, откуда является абсолютно законным и логичным.

Согласитесь, не воспользоваться подобной базой данных, по крайней мере, не разумно. Так что же это за место? Очень просто – это наша память. Память - это единственная «база данных», в которой хранится, а при правильном подходе доступно для получения огромное количество информации о конкретном человеке. О его биографии, вредных привычках и зависимостях, препятствующих выполнению надлежащим образом должностных обязанностей, его отношении к потенциальному работодателю, вероятной связи с конкурентами и многое, многое другое.

Ещё один плюс – это то, что удалить информацию из этой базы практически невозможно, даже за большие деньги. И задача специалиста полиграфолога при скрининговых исследованиях с применением детектора лжи (полиграфа) сводится к извлечению из памяти обследуемого лица информации о его прошлом и настоящем.

Также, несомненным плюсом данного метода является его абсолютное соответствие нормам Закона.

Вопросы, выявляемые при проведении скрининговых исследований с применением детектора лжи, могут быть совершенно разными, и ставятся потенциальным работодателем.

Но есть наиболее часто встречающиеся, и условно называемые базовыми. Ниже мы приведём примеры некоторых вопросов, выясняемых при проведении проверок кандидатов на работу на полиграфе (детекторе лжи).

• Истинность данных указанных в анкете (резюме).

• Истинность предоставленных документов (паспорт, военный билет, диплом, трудовая книжка и т.д.).

• Истинные (скрываемые) причины ухода с предыдущего места работы.

• Истинные (скрываемые) причины поступления на работу (направление конкурентами, криминальными структурами, планирование хищений и т.д.).

• Недостаточный профессионализм, халатное отношение к выполнению служебных обязанностей на предыдущем месте работы.

• Конфликтность (степень участия, зачинщик).

• Воровство, хищение (включая информационное) на прежнем месте работы, взяточничество, получение "откатов", использование служебного положения и времени в личных и корыстных целях.

• Разглашение на прежней работе конфиденциальной информации.

• Наркотическая зависимость.

• Алкогольная зависимость.

• Скрываемые проблемы со здоровьем (в том числе психического плана), мешающие выполнению служебных обязанностей на новой работе.

• Наличие крупных долговых и других финансовых обязательств.

• Увлечения азартными играми в ущерб бизнесу.

• Сокрытие правонарушений (уголовных, административных), в том числе неизвестных официальным органам. Утаивание факта нахождение под судом и следствием.

• Планирование нанесения вреда компании.

• Параллельный бизнес, мешающий в будущем работать с полной отдачей.

• Другие вопросы, которые интересуют работодателя.

Следует ещё раз обратить внимание на то, что проведение скрининговых (отборочных) проверок кандидатов на работу с применением полиграфа (детектора лжи) является наиболее эффективным и ЗАКОННЫМ методом проверки потенциального работника. И с высокой степенью вероятности ограничивает работодателя от дальнейших проблем в компании.

Служебные расследования.

Использование полиграфа (детектора лжи) при проведении служебных разбирательств позволяет выявить исполнителей и соучастников противоправного деяния, определить роль каждого из них, склонить их к признанию, отсеяв невиновных лиц.

Важно помнить, что проверки в ходе расследований существенно отличаются по своей тактике и методическим приемам от скрининговых и плановых проверок. Результат будет оптимальным в том случае, если наши Заказчики будут выполнять следующие требования:

Необходимо, по возможности, ограничить до предела круг лиц, осведомленных о происшедшем событии. Следует пресечь разговоры среди сотрудников о деталях и подробностях происшествия. Чем меньше распространятся подробности дела, тем легче будет найти виновного. Ситуация, когда "всё известно всем" неприемлема.

Следует точно установить всех лиц, которые в той или иной мере осведомлены о произошедшем событии. Необходимо зафиксировать (записать), когда точно и что именно каждый из них узнал об этом событии. Таких лиц следует категорически предупредить о том, чтобы они больше никому не рассказывали о случившемся.

Лучше всего проводить проверку подозреваемых внезапно, не позволяя им заранее подготовиться.

Как можно раньше обратиться к профессиональному полиграфологу, помня о том, что его необходимо снабдить всей возможной информацией о посланных на тестирование людях и характере возникших проблем. Кроме того, очень часто полиграфологу необходимо самому ознакомиться с местом происшествия и прочими деталями, важными для скорейшего выявления лиц, причастных к расследуемому событию.

Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа
Согласно ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", судебные экспертизы, помимо государственных судебных экспертов, могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями и не являющиеся государственными судебными экспертами.

Согласно разъяснениям Информационного письма Прокуратуры Москвы от 16.11.2005г. за №28-05/06-05 «О проведении психофизиологических экспертиз», судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа назначается:

1. при наличии неустранимых противоречий в показаниях участников процесса (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых);

2. в случае противоречия между показаниями и другими доказательствами по делу;

3. в случае отсутствия доказательств.

В Информационном бюллетене Следственного Комитета при МВД России №2 (128) 2006 г. «Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа (СПФЭ) » указанно, что СПФЭ проводятся в рамках уголовного и гражданского процессов, а также по делам об административных правонарушениях.

Если судья или следователь отказывают на заявленное ходатайство о назначении психофизиологической экспертизы, в рамках дела можно провести специальное психофизиологическое исследование (СПФИ). В этом случае заключение специалиста используется в соответствии с 3 ст. 80 УПК РФ, ст. 71 ГПК РФ и ст.26.4 КоАП РФ.

Частью 3 ст. 80 УПК заключение специалиста определяется как разновидность доказательств, представляющая собою данное в письменном виде его (специалиста) "суждение" по вопросам, поставленным перед ним сторонами.

На основании ст.53 УПК РФ п.1, ч. 3 ст. 86 УПК РФ адвокат имеет право собирать доказательства и просить провести СПФИ в целях получения заключения специалиста в форме суждения по определенным вопросам.

Заключение эксперта (специалиста) входит в число доказательств, которое, как и любые другие, не имеет заранее установленной силы. Оно оценивается наряду с другими доказательствами и подвергается для этого тщательной, всесторонней и критической оценке. К числу элементов формального характера относятся: выяснение соблюдения установленного процессуального законом порядка назначения и проведения экспертизы, правильности оформления заключения и не подлежит ли эксперт отводу.

Ст. 195 УПК РФ

2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Выбор эксперта и специалиста

Законодатель предоставляет лицам, участвующим в деле, право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту.

Суд должен рассмотреть подобные ходатайства и, руководствуясь нормами закона, либо удовлетворить их, либо отказать в удовлетворении. Следовательно, определение выбора конкретного эксперта является прерогативой суда. При этом суд обязан мотивировать выбор эксперта и отклонение кандидатур экспертов и экспертных организаций, предложенных участвующими в деле лицами. Немотивированное отклонение кандидатуры эксперта способно повлечь оценку заключения эксперта, назначенного судом, как недопустимого доказательства по делу (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.1999 №Ф03-А73/99-1/1529)'. Машкина Т. И., Вахитов Р. С. Применение норм АПК РФ о назначении экспертизы //Арбитражная практика. 2005. № 12.

Создание служб полиграфологов для среднего и крупного бизнеса под ключ
Для компаний, заботящихся о своей кадровой безопасности и желающих существенно увеличить объемы прибыли, Центр предлагает уникальную услугу: создание службы полиграфологов «под ключ». Мы можем создать службу полиграфологов с «нуля» или реанимировать уже имеющуюся у Вас.

Проект предполагает создание индивидуальной программы, состоящей из блоков работ:

определение целей и задач, стоящих перед службой;

определение штатной численности и материального обеспечения службы;

поиск и подбор соответствующих специалистов;

обучение и(или) повышение квалификации специалистов;

разработка тестовых программ под определенные задачи;

сопровождение и оценка эффективности деятельности службы полиграфологов.

Возможно, какие-то этапы работ не актуальны для Вашей компании (например, подбор полиграфологов, если уже есть отдел/служба/полиграфолог) или есть идеи интересующие Вас в рамках этого проекта. Все возникающие вопросы мы обсудим вместе с Вами.

Деятельности по непосредственному созданию подразделения предшествует этап определения целесообразности создания самостоятельной службы полиграфологов.

Мы открыты к сотрудничеству, обсуждению и гибкому использованию имеющихся ресурсов на благо и развитие Вашей компании!

Правовые основы применения полиграфа
Психофизиологический метод «детекции лжи» использовался органами КГБ и ГРУ ГШ ВС СССР на протяжении достаточно длительного времени. Однако, в связи со спецификой деятельности этих ведомств, нормативная база применения (как и само применение) опросов с использованием полиграфа определялась «закрытыми» ведомственными актами. Ситуация в области правового регулирования применения опросов с использованием полиграфа существенным образом меняется в 1992 году в связи со вступлением в силу Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об ОРД).

Генеральная прокуратура и министерство юстиции России согласились в 1993 году с использованием такого понятия: «специальное психофизиологическое исследование (СПФИ) с применением полиграфа является одним из видов опроса с использованием технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и проводится органом (далее - инициатором)», осуществляющим ОРД (Инструкция МБ по СПФИ «специальное психофизиологическое исследование» п.1)

Нормы применения детектора лжи
В соответствии со сложившейся в мировой практике к началу 90-х годов "технологией" использования психофизиологического метода "детекции лжи" с помощью полиграфа, Инструкция МБ по СПФИ ввела в действие основные гуманистические и методические нормы. Она, в частности, установила, что:

"информация, получаемая от опрашиваемого лица в результате СПФИ, носит вероятностный характер и имеет только ориентирующее значение" для проводимой органом ОРД работы, а сами результаты СПФИ "не являются доказательствами";

"СПФИ осуществляются только на основе заявления о добровольном согласии на такие исследования" и "подтверждаются опрашиваемым лицом в письменной форме";

"в ходе СПФИ никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом", а "необходимые по методике СПФИ вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства униженности или оскорбленности у опрашиваемого лица";

"категорически запрещается применение к опрашиваемому лицу угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения к проведению СПФИ", а "отказ от СПФИ не должен рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого лица к совершению преступления, не может свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений" или "влечь за собой ущемление его законных прав и интересов"; а также указала перечень случаев, когда СПФИ запрещается проводить.

Инструкция МБ по СПФИ в полной мере воспользовалась предоставленными законодателем правами. Определив, что "СПФИ проводится при наличии оснований и при соблюдении условий, предусмотренных статьями 7 и 8" Закона об ОРД, инструкция дала разрешение федеральным органам государственной безопасности на применение СПФИ "в условиях оперативно-розыскной деятельности" (п. 3.2), "в условиях оперативной работы" (п. 3.3) и "в интересах кадровой работы .... (в соответствии с ля. 1 и 2 части 2 статьи 7" Закона об ОРД (п. 3.4).

Помимо изложенного, Инструкция МБ зафиксировала организационные нормы выполнения СПФИ, согласно которым:

"СПФИ в интересах федеральных органов государственной безопасности проводит должностное лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность (оперативный работник) с использованием помощи специалиста (имеющего свидетельство о соответствующей квалификации" (п. 1.5);

"в целях исключения взаимных претензий опрашиваемого и специалиста к процедуре исследования, при выполнении СПФИ может проводиться в установленном порядке по настоянию" оперативного работника "или опрашиваемого лица и при письменном согласии последнего видео- и звукозапись" (п. 3.11);

"при проведении СПФИ в помещении присутствуют оперативный работник, специалист, опрашиваемый и, если необходимо, ассистент специалиста и (или) переводчик". (п. 3.13).

На двух нормах организационного характера, закрепленных Инструкцией МБ по СПФИ, следует остановиться особо.

Во-первых, устанавливалось, что "инициатор, выразивший желание применить в отношении опрашиваемого лица (группы лиц) СПФИ, обращается в рабочем порядке" (п. 4.1) к полиграфологу с просьбой оценить перспективу применения детектора лжи для решения той или иной задачи, и специалист (на основе ознакомления с поставленной задачей) "делает заключение о возможности и целесообразности проведения СПФИ и указывает условия, необходимые для качественного его выполнения" (п. 4.2.).

Во-вторых, и это особенно важно, "если разрешение (в те годы право разрешения на проведение СПФИ было предоставлено только высшему руководству МБ РФ) на проведение СПФИ было получено без предварительной оценки специалистами возможностей для их выполнения, а потом выяснилось, что применение полиграфа невозможно по методологическим или организационным требованиям к проведению таких исследований (пп. 3.6, 3.7 и 3.9 Инструкции)", специалистам предоставлялось право "отказаться от участия в их проведении" (п. 4.6).

Прикладные возможности проверок на детекторе лжи, к сожалению, еще недостаточно известны их реальным и потенциальным пользователям (оперативным работникам, следователям, сотрудникам кадровых подразделений), вследствие чего постоянно отмечались и отмечаются попытки воспользоваться полиграфом в ситуациях, когда его применение при раскрытии и расследовании преступлений может оказаться бесполезным и даже вредным.

Поэтому установление первой из норм было нацелено на то, чтобы затруднить появление разрешений на СПФИ, проведение которых по каким-либо причинам могло быть невозможно, нецелесообразно или вредно. Если же потенциальный потребитель, минуя консультации со специалистами, добивался такого разрешения, вторая из норм давала право полиграфологу руководствоваться в своей работе исключительно профессиональными знаниями и опытом, возлагая на него тем самым ответственность за проведение СПФИ в методически некорректных условиях либо с заведомо бесполезным (или вредным) исходом.

Инструкция МБ по СПФИ, бесспорно, сыграла важную роль в становлении и развитии психофизиологического метода "детекции лжи" в стране. В течение четырех лет она являлась надежным гарантом легитимного применения полиграфа органами МБ-ФСК-ФСБ и оказала заметное влияние на внедрение ОИП в деятельность других федеральных ведомств России.

Новые инструкции по применению полиграфа
Вместе с тем вступление в силу Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об органах Федеральной Службы Безопасности в Российской Федерации" и "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о ГТ), а также накопленный за истекшие годы опыт прикладного применения положений Инструкции МБ по СПФИ привели к необходимости разработки новой инструкции по применению метода ОИП.

В мае 1997 года в ФСБ была введена в действие "Инструкция о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа" (далее - Инструкция ФСБ по ОИП), предварительно согласованная с министерствами юстиции (следует отметить, что "по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 06.97 N 07-02 882 97 Инструкция государственной регистрации не подлежит" в связи с тем, что осуществление ОИП происходит исключительно при добровольном согласии опрашиваемого лица и не требует регламентирования правоотношений проверяемого и органов ФСБ.), здравоохранения и Генеральной прокуратурой России.

В 1999 году эта Инструкция с незначительными сокращениями была опубликована в открытой печати. Сохранив важные положения Инструкции МБ по СПФИ, изложенные выше, новая инструкция устранила терминологическую некорректность, заменив понятие "специальное психофизиологическое исследование" на понятие: "опрос с использованием полиграфа".

Новшества в инструкции по опросу с использованием детектора лжи
Среди новшеств Инструкции ФСБ по опросу с использованием детектора лжи (далее - ОИП) следует отметить:

расширение правовой основы прикладного применения органами ФСБ метода ОИП. Применение детектора лжи было разрешено "при наличии оснований и соблюдении условий, предусмотренных статьями 9-11 и 19 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", статьями 7 и 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", статьями 21 и 22 Закона Российской Федерации"О государственной тайне" (Инструкция ФСБ по ОИП);

конкретизацию организационных норм ("ОИП проводит сотрудник оперативного или кадрового подразделения органа ФСБ") и квалификационных требований к полиграфологам, которым вменялось в обязанность иметь "специальную подготовку и свидетельство, выданное квалификационной комиссией" Института криминалистики ФСБ России;

расширение перечня ситуаций, исключающих возможность проведения ОИП;

расширение прав опрашиваемого (в частности, возможность присутствия третьих лиц в ходе ОИП стало допускаться) "только по усмотрению и с совместного разрешения специалиста по ОИП и сотрудника-инициатора, а также с согласия опрашиваемого лица", и прочее.

Принципиально новым положением, зафиксированным в Инструкции ФСБ по ОИП, является право общества требовать от определенной категории лиц подтверждения с помощью полиграфа их лояльности. Инструкция разрешила применение "ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне", которое "способствует выявлению у опрашиваемого лица возможных оснований для отказа в таком допуске (часть 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне")".

Введение этого положения привело к появлению трёх новых норм.

"Отказ от проведения ОИП... не может... повлечь за собой ущемления законных интересов и прав, за исключением отказа от проведения ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне".

"На основании результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы " права, за исключением случаев проведения ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне".

"Разрешение на проведение ОИП в ходе проверочных мероприятий} связанных с допуском к государственной тайне, дают начальники (исполняющие обязанности начальников) подразделений ФСБ России или начальники территориальных органов безопасности".

Таким образом, появление в Инструкции ФСБ по ОИП указанных выше норм открыло новые возможности в профилактике и предупреждении правонарушений и преступлений.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что Инструкция ФСБ по ОИП не избежала некоторых упущений, которые усложняют применение детектора лжи в оперативных и оперативно-розыскных условиях.

Одним из таких упущений, как показал опыт 1997-1999 гг., является излишне высокий уровень принятия решения о проведении ОИП, который приводит во многих случаях к необоснованному затягиванию проведения ОИП.

Выводы об использовании полиграфа
В России разработаны и прошли семилетнее испытание на практике правовые акты, регулирующие применение ОИП в сфере оперативно-розыскной деятельности в целях профилактики, раскрытия и расследования преступлений. Заложены первые правовые основы применения полиграфа в целях профилактики и раскрытия преступлений, совершаемых в сфере частного предпринимательства. Получили правовое закрепление подготовка и аттестация полиграфологов.

Таким образом можно констатировать, что к началу 2000 года в стране были созданы минимальные правовые основы использования детектора лжи в целях профилактики правонарушений, раскрытия и расследования преступлений.

Вместе с тем существующая в настоящее время правовая база применения полиграфа недостаточна для дальнейшего расширения использования этого метода в правоохранительной сфере. Ярким примером тому служит Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью. С одной стороны, решение Правительства РФ об оснащении полиграфами органов прокуратуры, а с другой - отсутствие у данного ведомства должной правовой основы для выполнения этого решения.

Главной задачей на современном этапе развития «проблемы полиграфа» в России, является научно-обоснованное, а не формальное включение опросов с использованием полиграфа в систему методов и средств отечественной криминалистики.

Решение этой задачи будет иметь принципиальное значение для широкого внедрения метода ОИП в дело борьбы с преступностью, а также для дальнейшего совершенствования правовых основ применения детектора лжи.

2011-2023 © Консалтинговая Группа АС
annasmip@gmail.com
Для связи пишите в личные сообщения ВКонтакте, или на почту с обязательной темой письма






Made with Mobirise bootstrap website theme